Мария Машовец: Травма. Психоаналитический подход

Существует распространенное мнение, что психоанализ плохо подходит для работы с актуальной травмой. Это правомерно, если речь идет о классической психоаналитической технике.

Однако, современная психоаналитически ориентированная психотерапия, как вариант психодинамической психотерапии, включает в себя широкий спектр техник — от поддерживающих до экспрессивных — и может успешно применяться в случае острого стрессового расстройства (ОСР) и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Еще более очевидна ценность психоаналитического подхода, когда речь идет о понимании и описании тех глубинных процессов, которые разворачиваются в психике во время и после травматического события.

Задачи курса

Основными задачами предлагаемого курса специализации можно считать следующие:

План курса

  1. Модели травмы в психоанализе. Теория соблазнения (теория травмы). Травматические неврозы. Травмы развития. Теория конфликта и теория дефицита. Мать как «барьер стимулов».
  2. Инфантильная и взрослая травмы. Общее (беспомощность, последствия) и различия (структура психического аппарата и особенности аффекта).
  3. Ситуации, которые могут возникнуть в процессе прохождения клиентом психоаналитической терапии:
    • Клиент, находящийся в анализе, попадает в чрезвычайную ситуацию (ЧС) (тотальную или индивидуальную)
    • Клиент — свидетель ЧС
    • Неизлечимая болезнь клиента
    • Потеря близких (состоявшаяся или грядущая)
    • Последствия давней травмы клиента
    • Клиент — ребенок травмированных родителей (концлагерь, война)
  4. Кризисная терапия, специфика.
  5. Чрезвычайная ситуация и реакции на нее.
  6. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Симптомы ПТСР и их смысл. Психоаналитическое понимание (структура Эго, особенность аффекта и разрушение «щита безопасности»). Стадии ПТСР. Сопровождение по стадиям.
  7. Работа с горем и потерей. Этапы горевания. Психотерапевтические задачи при работе с горем. Частные случаи: особенности работы с детьми, работа с родственниками суицидента, пропавшие без вести.
  8. Смерть и сопровождение умирания. Феномен смерти в психоанализе. Экзистенциальная психотерапия Ирвина Ялома. Стадии умирания и сопровождение по стадиям. Работа с родственниками.
  9. Давняя травма и работа с ней. Травма как основа психопатологии (развитие личности по травматическому типу; пограничная патология как реакция на многократный инцест в раннем возрасте).
  10. Дети травмированных родителей. Повтор травмы в жизненном сценарии, «знание» и «незнание» о травме, «черная дыра» в «семейном романе».
  11. Травматизация аналитика. Профессиональное выгорание: способы предотвращения и методы борьбы.

Все темы иллюстрируются клиническими случаями, проводится обсуждение статей, супервизии случаев, предложенных слушателями, предлагаются специальные упражнения, способствующие самоанализу участников.

Объем курса, аудитория, сертификация

96 часов (два модуля по 6 дней, 8 часов ежедневно).

На курс приглашаются:

Внимание! Наличие индивидуальной терапии для выпускников психоаналитических ВУЗов обязательно, для психотерапевтов и психологов других модальностей — желательно и создает приоритетные условия при приеме в группу.

Все участники программы получают сертификат PSYCON.UA с указанием часом за подписью М. Д. Машовец.

Расписание цикла семинаров

Названия Краткая аннотация Даты
Пограничный клиент. Диагностика и терапия Семинар посвящен диагностике и работе с «пограничными» случаями в психотерапевтической практике. 9–11 ноября 2012
Средняя часть терапии. Введение в психоанализ Все о различных типах переноса и других особенностях «средней» части терапии. 26–28 августа 2013
Травма. Психоаналитический подход Работа с травмой в психоаналитически ориентированной психотерапии. Примеры и личный опыт участников. 17–22 марта и 30 июня – 5 июля 2014

Дополнительные ссылки

Справочная информация на сайте ЕКПП