Обучение когнитивно-поведенческой терапии в Европе и в Украине

Сегодня существует, по меньшей мере, 365 различных методов психотерапии.

Широко практикуются в Европе и признанны около 20 модальностей психотерапии. Эти двадцать могут быть сгруппированы в 6 основных направлений:

  1. Психодинамическая (от 10 до 30 %)
  2. Когнитивно-поведенческая терапия (от 10 до 30 %)
  3. Семейная терапия (от 10 до 15 %)
  4. Гуманистическая (от 20 до 40 %)
  5. Трансперсональная (5 до 10 %)
  6. Интегративная (от 10 до 20 %)

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) объясняет психологические проблемы, как следствие некорректной переработки информации, в результате чего, человек делает ложные выводы и оказывается неспособным эффективно управлять своим поведением. Основой КПТ является коррекция ложных убеждений, что позволяет изменить отношение к проблемным реакциям и исправить не адаптивное поведение.

КПТ предполагает, что проблемы человека возникают из-за искажения восприятия реальности, базирующегося на неверных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неверного обучения в процессе развития личности. Смысл терапии заключается в поиске ошибочных стратегий мышления и в освоении альтернативного, более комфортного способа восприятия окружающего мира.

КПТ — это одно из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью. На данный момент есть около 80 рандомизированных контролируемых исследований по эффективности КПТ депрессии. Также ряд проведенных исследований показали, что КПТ эффективно помогает уменьшить состояние тревоги у пациентов с фобиями, снижает вероятность возникновения рецидива при шизофрении, помогает добиться результата в лечении пациентов с зависимостью. Поэтому оказание помощи когнитивно-поведенческими психотерапевтами оплачивается страховыми компаниями.

Наиболее широко КПТ применяется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, коучинге и в работе с персоналом на предприятиях.

Европейская ассоциация КПТ (EABCT) не ограничивает профессиональные группы, которые могут быть когнитивно-поведенческими терапевтами только клиническими психологами и психиатрами. В некоторых странах перечень специалистов, которые могут быть аккредитованы в качестве терапевтов шире и может включать в себя медсестер, консультантов, социальных работников и представителей других профессиональных групп.

Стандарт образования Европейской ассоциации КПТ (EABCT, «Standards for Training and Accreditation of Cognitive and / or Behavior Therapists», 2009) предполагает не менее 5 лет обучения от начала профессиональной подготовки до конца подготовки в когнитивно-поведенческие терапии (но требования некоторых стран намного выше), и включает:

Требования к личной терапии регулируется по разному европейских странах (в некоторых минимум часов отсутствует), но терапевты должны идентифицировать свои психологические проблемы, уметь их решать таким образом, чтобы это не наносило ущерб работе, а также иметь способность распознавать, когда им нужно обращаться за профессиональной помощью к коллегам.

В ряде стран развитие КПТ активно поддерживается государственной системой здравоохранения. Так в Великобритании в 2007 году правительство выделило 170 млн. фунтов на обучение 3000 когнитивно-поведенческих терапевтов для работы в государственной системе здравоохранения, которая в Великобритании является бесплатной.

Этот беспрецедентный факт связан с осознанием важности роли КПТ в области охраны психического здоровья и с экономическими просчетами. В Великобритании, например, есть расчеты, что экономические потери неподобающе диагностированной и плохо пролеченной депрессии у детей и подростков составляют 2879 млн. фунтов в год, тогда как расходы на предоставление КПТ всем нуждающимся детям и подросткам (в Британском протоколе КПТ является основным методом помощи подросткам с депрессией) составляют 173 млн фунтов в год. Экономическая выгода от инвестиции 170 млн. фунтов в том, чтобы КПТ была доступна нуждающимся в ней пациентам очевидна — и это если даже не учитывать все другие расстройства как у детей, так и у взрослых, где КПТ является одним из основных вмешательств.

В Украине, на сегодняшний день, стартовали несколько долговременных программ обучения КПТ.

20 ноября 2009 Институт психотерапии и клинической психологии РФ, в Киеве, начал учебную программу по КПТ. Эта программа разработана Британской ассоциацией когнитивно-поведенческих психотерапевтов (BABCP), проходит в режиме теория-тренинг-практикум, состоит из нескольких циклов, рассчитана на аудиторию клинических психологов, психотерапевтов, психиатров. Третья учебная программа по КПТ данного института начинается 16 декабря 2011 года.

18 июня 2011 при поддержке Оксфордского центра когнитивно-поведенческой терапии стартовал трехлетний учебный проект Украинского института когнитивно-поведенческой терапии (УИКПТ) при Украинском Католическом Университете.

Также в Киеве и Виннице начал обучение специалистов Институт интегративной когнитивно-поведенческой терапии (Хессен, Германия).

Все перечисленные программы относительно дорогостоящие.

Психологу или психиатру в Украине, который решил совершенствоваться в КПТ, важно определиться где, у кого, когда и как учиться. При этом нужно учитывать свой опыт работы, имеющиеся навыки консультирования, желаемые формы усвоения материала.

Психиатрам и врачам-психологам, желающим получить государственный сертификат психотерапевта, нужно пройти четырехмесячную специализацию по психотерапии в НМАПО (Национальная медицинская академия последипломного образования) или ХМАПО (Харьковская медицинская академия последипломного образования). Обычно программа обучения включает 546 часов, из них 6–8 часов (L) отведено на поведенческую терапию.

В НМАПО разработан двухнедельный цикл по КПТ. Это недорогая программа, пока состоялся только один набор курсантов и 78 учебных часов позволяют начитать материал, но их недостаточно для выработки навыков.

Традиционно в наших ВУЗах обучение происходит или на лекциях, или на семинарских занятиях. При прослушивании лекции эффективность обучения дает около пяти процентов усвоения материала. Самостоятельное чтение, в большей степени, чем лекция, требует вовлечения обучающегося человека в процесс познания, позволяет неоднократно возвращаться к тексту, однако чтение ориентировано на теоретическое усвоение материала и позволяет усваивать около 10 % от прочитанного. Аудио-визуальная форма обучения на семинаре с различными наглядными пособиями позволяет запомнить около 20 % информации.

Оксфордский центр когнитивно-поведенческой терапии планирует в Украине онлайн-программу обучения по КПТ. Программа будет объединять 13 модулей, состоящих из 48 видеопрезентаций. Презентации включают видеофильмы с лекциями и примерами работы с клиентами (пациентами), синхронизированные PowerPoint слайды и титры с переводом на русский язык. В результате данного обучения участники смогут получить качественную информацию об особенностях когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии и психокоррекции эмоциональных проблем личности, а также части психических расстройств, и получить сертификат о прохождении онлайн-тренинга от Оксфордского центра КПТ.

Форма обучения на тренинге с помощью объяснения и демонстрации на примерах как практически используются знания, позволяет аудитории увидеть, услышать и почувствовать, каким образом можно применить полученную информацию, встраивая ее в личный опыт. В тренингах для специалистов по психологии и психотерапии основной фокус внимания сосредоточен на формировании умений психотерапевтического консультирования и не сводится только к обучению. Иногда теоретический компонент может даже отсутствовать. Ценным для участников тренинга может оказаться получение эмоционального опыта и преодоление личных проблем. А для практикующих психологов и психотерапевтов личностный рост и опыт работы со своими проблемами не менее важны, чем информация о методе.

Магистрам и студентам-психологам 4 курса, специалистам психологам и психиатрам с небольшим опытом работы, предпочитающим преподавание на русском языке, вероятно, больше будет подходить проект Института психотерапии и клинической психологии. Ведущий — Харитонов С. В., психотерапевт с большим практическим и исследовательским опытом в КПТ. Преимуществом этой программы является возможность уже после второго семинара активно использовать навыки КПТ в своей практической работе. Из недостатков — отсутствие супервизии, но это восполняется работой в интервизионной группе КПТ и в группе выработки навыков КПТ-консультирования.

Психотерапевтам с опытом работы, имеющим достаточно клиентов, которые смогут подобрать случаи для супервизий, предпочитающим преподавание на украинском языке, лучше подойдет обучение во Львовском проекте «Когнитивно-поведенческая терапия» (для обучения необходимо из своей клинической практики выбрать восемь клиентов с тремя разными типами расстройств и предоставить аудио / видеозаписи работы с ними).

Преподаватели: Дэвид Вестбрук (Великобритания), Денис Угрин (Великобритания), Майка Наута и Леона Ван Гинкель (Нидерланды) и др. Планируется супервизия признанными EABCT супервизорами. УИКПТ надеется на аккредитацию их учебной программы Европейской ассоциацией КПТ и возможность получения выпускниками программы европейского сертификата.

Но, в действительности, все это капля в море необходимости такой подготовки. Нужны объединенные усилия всех заинтересованных специалистов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию в Украине для широкого внедрения научного подхода в работе социальных работников, психологов и психотерапевтов.

Приложение

Обучение КПТ, которое проводит «Институт психотерапии и клинической психологии»:

  1. Теоретические основы и базовые техники когнитивно-поведенческой психотерапии. (30 часов)
  2. Базовые техники когнитивно-поведенческой психотерапии: управление эмоциями, мыслями, поведением. Часть 2. (30 часов)
  3. Коррекция ошибочных стратегий мышления. Часть 1. (30 часов)
  4. Коррекция ошибочных стратегии мышления. Часть 2. (30 часов)
  5. Когнитивно-повединковаКогнитивно-поведенческая психотерапия в клинической практике. (24 часа)
  6. Тренинг «Формирование нового поведения в себя и окружающих» (30 часов)
  7. Тренинг Ассертивности. (30 часов)
  8. Когнитивный тренинг «Управление агрессией». (30 часов)
  9. Семинар «Основы суицидологии» (10 часов).
  10. Когнитивный тренинг «Повышение самооценки» (30 часов).
  11. Когнитивный тренинг «Программирование себя на достижение целей». (30 часов)
    А также тренинги по реляционно-поведенческой психотерапии:
  12. Аналитические карты — межличностное взаимодействие, коммуникации и события. «Личностный анализ и коррекция». (30 часов)

Ведущие: Харитонов Сергей Викторович, врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, член British Association for Behavioural & Cognitive Psychotherapies, старший научный сотрудник Московского НИИ Психиатрии Росздрава РФ, автор «Руководства по когнитивно-поведенческой психотерапии»; и (возможно) Маркова Екатерина Александровна (образование: Калифорнийский Университет Сан-Диего, США, 2000–2005 Психология; Обучающий курс по когнитивно-поведенческой и интерперсональной терапии у доктора Барбары Перри, M. D. 2005–2006).

Кроме этого, в рамках данного проекта в Киеве, работает интервизионная группа КПТ и группа выработки микронавыков КПТ-консультирования.

Трехлетняя программа «Когнитивно-поведенческая терапия» (Львов)

  1. Введение в теорию КПТ. Обследование и формулировки.
  2. Общая организация терапевтического процесса в модели КПТ.
  3. «К» в КПТ — основные когнитивные вмешательства.
  4. «П» в КПТ — основные поведенческие вмешательства.
  5. КПТ депрессии, биполярного расстройства, работа с суицидальные пациентами.
  6. Вступление в КПТ тревожных расстройств. КПТ с паническим расстройством с агорафобией, «тревогой за здоровье» и генерализованным тревожным расстройством.
  7. КПТ обсессивно-компульсивного расстройства, социальной фобии и других специфических фобий.
  8. КПТ с детьми и подростками.
  9. КПТ с расстройствами личности. Схема-Терапия.
  10. КПТ с посттравматическим стрессовым расстройством.
  11. КПТ расстройств пищевого поведения.
  12. «Третья» волна КПТ: майдфулнес, ориентированный на участие и др… Обзор КПТ с супругами, психотическими пациентами, лицами, злоупотребляющих психоактивными веществами группами и др…

Преподаватели: Дэвид Вестбрук (Великобритания), Денис Угрин (Великобритания), Майка Наута и Леона Ван Гинкель (Нидерланды) и другие.

Тематика курса Интегративной когнитивно-поведенческой терапии (Киев, Винница):

Ведущий — Рохленко Алексей, врач-психиатр, психотерапевт в психиатрической клинике Klinikum Offenbach am Main (Germany). В конце программы выдается сертификат Institut IVT Hessen, Germany.

Онлайн-программа обучения по когнитивно-поведенческой терапии Оксфордского центра КПТ

I. Базовый уровень (включает 5 модулей с 15 видео презентациями)

  1. Основы теории когнитивно-поведенческой психотерапии (Девид Вестбрук).
  2. Диагностическая формулировка проблемы клиента (пациента) и её разработка (Девид Вестбрук).
  3. Особенности проведения первых терапевтических сессий (Джиллиан Батлер).
  4. Постановка целей терапии в КПТ (Джеймс Беннетт-Леви).
  5. Сократовский метод как базовый в КПТ (Хелена Кеннерли).

ІІ. Первый раздел с углубленным изучением (5 модулей, 17 видео презентаций)

  1. Поведенческие эксперименты (Джеймс Беннет-Леви).
  2. Использование графических изображений и поведенческих экспериментов в КПТ при паническом расстройстве и агорафобии (Эн Хакман).
  3. Когнитивно-поведенческая психотерапия обсессивно-компульсивногорасстройства (Норма Моррисон).
  4. Использование воображаемых образов в КПТ для диагностического формулирования и терапии (Эмили Холмс).
  5. Работа с глубинными убеждениями личности (Хелена Кеннерли).

III. Второй раздел с углубленным изучением (3 модуля, 16 презентаций)

  1. Работа с психической травмой методами КПТ (Мартина Мюллер).
  2. Коррекция самооценки в когнитивно-поведенческом подходе (Мелони Феннель).
  3. Когнитивно-поведенческаятерапия ориентированная на развитие сочувствия (Дебора Ли).

Карачевский А. Б.