Карты, деньги… два крыла

Техники работы с ассоциативными метафорическими картами в психотерапии и психологическом консультировании

А. А. Ярошенко, Л. О. Мирошникова

Деньги: техники повышения личной эффективности

Знакомое чувство: времени на жизнь катастрофически не хватает? Оно уходит на «текучку», выполнение обязательств, неотложные дела, но ощущения, что это и есть полноценная жизнь, не возникает. Даже мечтается по привычке: то, чего хотелось достичь в 20 лет, до сих пор остается лишь фантазией. Испытывая такие переживания, многие клиенты психологов затрудняются даже сформулировать проблему. «Не пойму, что со мной», «Все нормально, но хочется чего-то другого», «Исчез вкус жизни», — это еще самые четкие из подобных запросов.

Популярные на Западе методики планирования жизни, постановки целей, тайм-менеджмента с трудом приживаются у нас, вызывая у многих зрелых людей чуть ли не подростковый протест. Можно бесконечно спорить о специфике славянского менталитета, но факт остается фактом: каждый из нас может припомнить нескольких знакомых, для которых «умствования» по поводу достижения целей кажутся надуманными и излишне рациональными. Типичная отговорка: «это не для меня».

Западное мышление предполагает: от мечты до разработки пошагового алгоритма ее достижения — одно усилие. Украинским психологам и коучам чаще приходится сталкиваться с клиентами, у которых от мечты до постановки задачи — пропасть. Причем дело не только в волевых качествах.

Возможно, суть проблемы в «трудностях перевода»? Язык планирования — логичен и вербален. Язык мечтаний — непростые для словесного выражения образы, «сновидные» грезы. Чтобы человек осознал свои желания и потребности, ощутил ресурсы для решения актуальных жизненных задач, необходим эффективный инструмент «переговоров» с его подсознанием. Инструмент, удобный для психолога, способный структурировать образные ряды и вывести на конкретику.

Наша практика показывает, что на тренингах по целеполаганию наиболее успешным «пропуском» во внутренний мир клиента служит уникальный проективный материал — метафорические ассоциативные карты. В Украине они только сейчас приобретают популярность, но уже очевидно, что возможности их применения в диагностике, коррекции и развитии способностей — многогранны. Наборы изображений размером с игральную карту разработаны канадским искусствоведом Эли Раманом и психотерапевтом Джо Шлихтером, а широкую известность они получили 30 лет назад благодаря психотерапевту и издателю Моритцу Эгетмейеру.

На разноцветных картах — жизненные ситуации, эмоционально насыщенные эпизоды, портреты мужчин и женщин любого возраста с разнообразным выражением лиц, абстрактная или сюрреалистическая живопись, пейзажи, изображения животных и предметов быта. Будучи разновидностью проективной методики, карты не несут в себе однозначного, изначально закрепленного значения. Смысл в процессе работы привносит клиент, опираясь на собственный внутренний мир и актуальные переживания. Любая карта может по-разному интерпретироваться не только разными людьми, но и одним и тем же человеком в разные периоды жизни, при проработке различных тем.

«Показать, чего хочется» обычно легче, чем объяснить. Во время тренинга «Апгрейд желаний» можно не только подобрать из красочных метафорических карт символические обозначения своих желаний, но и упорядочить их, ранжировать, наглядно определить жизненную цену, которую вы готовы за них заплатить. Образы из мифов, восточных сказок, историй о первобытных племенах незаметно вводят в регресс, «достают» из недр памяти детские фантазии и незамутненное восприятие мира. Работая с этими колодами карт, проще взглянуть на свои планы со стороны, отделить истинные и навязанные социумом желания, увидать, не тратится ли ваша жизнь на достижение чужих целей.

Если предстоит сделать выбор, можно, конечно, перечислять абстрактные «плюсы» и «минусы» каждого из вариантов. Но куда проще разобраться в них с помощью метафорических карт. Скажем, клиентка, которой предлагают повышение по работе, не в состоянии сформулировать «смутные сомнения», которые мешают принять предложение. На тренинге»Апгрейд желаний» она получит задание среди карт с портретами людей подобрать два образа себя в будущем, 10 лет спустя. Один вариант — на предлагаемом посту, второй — на прежней должности. Клиентка видит себя при условии карьерного роста успешной и зрелой женщиной. Но в ходе упражнения этот образ характеризуется ею еще и как «усталая, обозленная, не имеющая времени на себя». «Портрет себя, отклонившей предложение» видится ей совсем иначе: «моложавая, энергичная, способная наслаждаться жизнью». Очевидно, подсознательно клиентка уже сделала выбор. Естественно, такой результат — еще не руководство к действию, а способ конкретизировать и вербализировать внутренний конфликт. Далее с помощью новых «карточных» упражнений можно выяснить, насколько важны для ее личностной системы ценностей карьерный рост и активный досуг, смоделировать оптимальное соотношение одного и другого, найти в прошлом корни страхов перед повышением по работе, помочь сформулировать конкретные цели.

С помощью метафорических ассоциативных карт можно проработать такие, казалось бы, прагматические задачи, как профориентация, «отношения с деньгами» (планирование личного бюджета), управление временем.

Применение метафорических ассоциативных карт для повышения личной эффективности — только один из десятков способов использования этого универсального материала.

Крылья чувств: техники исследования взаимоотношений

Еще одна область диагностики и терапии, в которой успешно работает данная методика, — взаимоотношения: в рабочем коллективе, в семье, в паре. Упражнения для пары помогают пережит кризис в отношениях: определить взаимные ожидания и взглянуть на ситуацию глазами друг друга. Карты способны показать (в буквальном смысле) разницу в восприятии мира партнерами, создать символическую реальность двоих, которая станет шагом к созданию общей эмоциональной реальности, общего языка.

При индивидуальном консультировании метафорические ассоциативные карты облегчают разговор о неудачном любовном опыте, разрывах и разводах, давая возможность увидеть, почему человек наступает на одни и те же грабли. Узнать о том, что человек привносит в отношения, рассмотреть его проекции помогает даже такое простое и абстрактное, на первый взгляд, упражнение, как вытягивание наугад портретов. Задача — разложить изображения «незнакомцев» группами: друзья, недруги, едва знакомы, влюблены. Более глубокая проработка такого выбора показывает, какие модели отношений человек создает, какие качества личности для него важны, что усиливает притягательность потенциального партнера.

Начало исследования отношений с Другим — изучение собственного «Я» в ракурсе сексуальности, пола. Тренинг «Табу сексуальности» показывает, что одна из распространенных женских проблем — табуирование собственной телесности. Выбранные участницами идеальные образы мужского пола чаще всего детально прорисованы, это реалистичные изображения с очевидной мускулатурой. Женские же идеалы в видении самих участниц нередко лишены даже кожи — это бестелесные «облачки» с выделяющимися глазами, воздушные, миражные, размытые силуэты. Портреты, на которых женщины изображены полнокровными, «телесными», воспринимаются, как образы «развратниц», вне зависимости от того, насколько закрытая и консервативная на них одежда. Описывая «себя как женщину», участницы употребляют много негативных утверждений, склоняются к самокритике. Дальнейшие уточнения выявляют, что это видение себя «глазами матери», родом из детства. В некоторых случаях возникает ощущение, что их тела еще не рождены — находятся в их матерях. Первый «расклад» в таких упражнениях отражает установки Суперэго. Образ, максимально соответствующий чувствам и ощущениям, участницы тренинга находят не сразу, в процессе работы.

Ассоциативные метафорические карты позволяют затронуть наиболее деликатные темы. С их помощью можно выявить фиксацию на определенной стадии психосексуального развития, исследовать сексуальные фантазии и сны даже с теми клиентами, для которых немыслимо было бы разговаривать об этом с психотерапевтом.

«Карточные упражнения» особенно хорошо вписываются в контекст «женских тренингов», пробуждают фантазии о святочных гаданиях на суженых. Фигура женщины с картами, гадалки, «ведьмы» — архетип женщины, нарушившей табу и «ведающей» — хранящей информацию.

С психоаналитической точки зрения можно говорить об ассоциациях с сепарирующей, помогающей взрослеть ипостасью матери. Этот момент помогает еще быстрее наладить взаимопонимание психотерапевта и клиенток, помогает им еще быстрее включиться в работу, когда тренинг проводится целенаправленно для женской аудитории и посвящен детско-родительским и женско-мужским отношениям.

Карты: перспектива применения

В настоящее время существует более 20 уникальных карточных колод, которые могут использоваться не только по отдельности, но и в любых комбинациях. Например, в колоду «ОН» входят карты со значимыми для большинства людей словами («мать», «отец», «стыд», «радость», «любить» и т. д.) Когда клиент совмещает изображение со словами, образуется новое смысловое поле, помогающее погрузиться в его личный контекст. Колода «Преодоление», созданная израильским психологом и русской художницей после терактов в Израиле, содержат изображения психотравмирующих ситуаций (например, пожар, бомбардировка, наводнение, похороны). Они помогают работать с постстрессовыми расстройствами, экологично прикасаться к болезненному для клиента опыту.

Метафорические ассоциативные карты используют в своей работе арт-терапевты, психоаналитики, гештальттерапевты, последователи психодрамы, клиент-центрированного подхода, транзактного анализа, системной семейной терапии и символдрамы. Они используются для коучинга, диагностики, работы с психосоматическими заболеваниями, решения межличностных конфликтов и личностных проблем.

На обучающих тренингах психологи и специалисты «помогающих профессий» могут узнать базовые и «продвинутые» техники работы с метафорическими ассоциативными картами. Нюансов много. Ведь карта, выбранная клиентом, — это не иллюстрация, а многоуровневый символ, «опредмеченная» эмоция. Не только содержание изображения должно стать предметом обсуждения, но и ее форма. Диагностические возможности таит в себе композиция рисунка, его фон, так называемый ритм изображений. А если возможности карт соединить с солидным арсеналом арт-терапии, открываются новые перспективы: упражнения, включающие использование фотографий, построение коллажей, дорисовывание и живопись на тему, заданную картой… Успешное обучение помогает выйти на уровень разработки собственных, авторских техник.

Основные достоинства методики:

С декабря 2011 г. в Киеве на базе Института гендерной психологии начинается обучающая программа по метафорическим ассоциативным картам. Кроме того, ежемесячно проходят клиентские тренинги, позволяющие познакомиться с этой методике на личном опыте.

Институт гендерной психологии
+38 044 332 07 00

Контактные персоны:
Алла Ярошенко +38 097 819 90 00
Лина Мирошникова +38 098 982 84 35