Арт-диагностика в бизнесе

В наше время — время высоких технологий и жесткой конкуренции — успех в бизнесе зависит от целого комплекса составляющих. Далеко не последнее место в ней занимает качество работы с персоналом. Повышение квалификации своих сотрудников многие украинские компании считают приоритетным направлением. Для достижения этой цели культивируется институт менеджеров по персоналу, разрабатываются корпоративные программы, приглашаются консультанты для проведения тренингов и мастер-классов по управлению персоналом, выделяются значительные средства на работу с «человеческим фактором»… Итак, можно смело утверждать, что сегодня мы находимся на качественно новом для современного бизнеса этапе развития общей корпоративной культуры.

Успешный бизнес — это гибкий, постоянно развивающийся организм, который время от времени требует мобильной и глубокой реструктуризации, смены приоритетов, более эффективной мотивации работающих в нем людей. Поскольку даже мельчайшие изменения, при всем желании руководителя, невозможно осуществить без участия сотрудников, то пресловутый «человеческий фактор» становится определяющим в жизни компании, заставляя даже консервативных руководителей смириться с тем, что в бизнес надолго и всерьез пришло такое понятие как «психология».

Сегодняшний рынок бизнес-образования перенасыщен всевозможными обучающими программами. Основная их цель сводится к насаждению в коллективе оптимального уровня корпоративной культуры, который способствовал бы интенсивному росту и развитию предприятия. На этой программной «волне» многие компании «поглощают» все предлагаемое в смутной надежде, что это принесет им хотя бы профилактическую пользу. На самом деле, правильным является подход иного рода: на точно сформулированный руководителем «запрос» должен быть получен не общий и расплывчатый, а такой же конкретный и четкий «ответ».

В теории все выглядит именно так, но на практике, работающий с персоналом менеджер зачастую сталкивается с проблемой, связанной именно с четкостью формулировки запроса. Бывают случаи, когда руководитель дает в тренинговый центр один запрос, который базируется на его представлении о состоянии своей организации, персонала или ситуации, а в процессе последующей работы оказывается, что тема запроса должна была быть совсем другой, или сформулированной иначе. Избежать такого рода недоразумений помогает авторская программа Ольги Козиной «Арт-диагностика в бизнесе». Эта программа подразумевает, что процесс организации и проведения тренинга состоит из нескольких этапов, первый из которых — подготовительный. На данном этапе уточняется запрос руководителя, осуществляется анкетирование участников. Это позволяет тренеру получить точную, глубокую и объективную информацию о личностных особенностях участников, уровне взаимодействия в коллективе, состоянии команды в целом и максимально учесть ее при разработке тренинга.

Диагностических программ по работе с конкретным сотрудником или коллективом существует немало. Но, по мнению большинства специалистов, никакой, даже самый глубокий рационалистичный тест не способен дать полную информацию об объекте. Точное и исчерпывающее понимание способна дать методика, построенная на изучении и раскрытии в первую очередь чувственно-иррациональных процессов, которые, какправило, вольно или невольно, сдерживаются в типичном сотруднике. Такой методикой является появившаяся недавно, но уже успевшая позитивно зарекомендовать себя программа Ольги Козиной «Арт-диагностика в бизнесе».

Предлагаемая методика оригинальна и уникальна. Она базируется на технике «арта» (от англ. Art — искусство). Сама техника не является новинкой, ее элементы давно используются во многих тренинговых программах для обогащения их яркими моментами, неожиданными красочными вставками, вызывающими в человеке положительные эмоции и эмоциональную разгрузку. Но в полном объеме в практике бизнес-тренингов эта техника еще не применялась. «Арт-диагностика в бизнесе» — комплексная, детально разработанная, логически выстроенная и апробированная программа. Она представляет собой компиляцию различных техник «арта», гармонично перетекающих и исходящих одна из другой.

В основе «арт-диагностики» — работа с правым полушарием головного мозга, отвечающим за иррационально-чувственные процессы человеческой психики, работа на совершенно неосознаваемом и поэтому безусловном уровне. В процессе «арт-диагностики», длящейся от 6–8 часов до 2-3-х суток (в зависимости от количества людей в группе) происходит погружение участников в особое творческое состояние, главным признаком которого является состояние свободы и вдохновения, душевного комфорта, гармонии с самим собой и окружающим миром. Поэтому эффект такого «погружения» уникален. Будучи в такие особые моменты не жестко-профессионально-структурированной личностью, а «самим собой», человек становится предельно открытым и искренним.

Значимость описанной авторской программы трудно переоценить. Известно, что любой сотрудник — не важно, только вчера он приступил к работе или работает давно — достаточно хорошо ориентирован в обычных тестовых программах. Не будем говорить о возможности фальсифицировать результаты, но скажем так: обычные диагностические тесты легко поддаются осмысленному вмешательству со стороны тех, кто им подвергается. В «арт-диагностике» неискренним быть невозможно. В отличие от рационального, творческое начало, которое активно «высвобождается» с помощью тщательно отобранных и подобранных для каждой группы творческих заданий, сымитировать нельзя.

Кстати, повсеместно наблюдаемым дополнительным эффектом программы является снятие излишнего эмоционального напряжения. Любое творческое занятие подразумевает эмоциональную разгрузку, а «проживание» особого творческого состояния обязательно приводит к резкому, кардинальному улучшению физического и морального самочувствия всей команды и каждого ее представителя в отдельности, что благотворно отражается на дальнейшей деятельности компании. Этот глубокий разгрузочный эффект однозначен и положителен вне всяких сомнений.

Еще одним результатом программы является эффект «высвобождающегося» в процессе тренинга творческого потенциала личности. Одни участники тренинга начинают ощущать сильную потребность в дальнейшей творческой самореализации, у других становится более позитивным восприятие окружающейдействительности. Профессиональный тренер способен направить эти позитивные и мировоззренческие сдвиги в необходимое для бизнеса русло.

И все же главной в «арт-диагностике» является задача максимально прояснить и конкретизировать запрос руководителя, усилив проводимые в компании тренинги дополнительным «арт-эффектом» или разработав конкретную программу, позволяющую решить актуальные задачи предприятия. Предлагаемый тренинг является профессионально разработанной программой, которая отвечает на самые требовательные запросы современного бизнеса.

В идеале «арт-диагностика» — это начальный этап любой тренинговой работы в компании, поскольку она позволяет получить исчерпывающую информацию как о каждом сотруднике, так и о коллективе в целом. Закономерно возникает вопрос о защите и конфиденциальности информации, полученной в процессе тренинга. Риск утечки информации сводится к минимуму, благодаря обязательствам тренеров и тренингового центра, которые представляют программу компании-заказчику.

Итак, «Арт-диагностика в бизнесе» — это:

Если распространенные диагностические программы, опирающиеся только на рациональное начало в человеке, дают приблизительные результаты, а попытки компаний разобраться во внутрикорпоративных взаимоотношениях напоминают попытку поставить диагноз больному в Древнем Риме (страждущего выносили на улицу и прислушивались к мнению всякого прохожего — авось кто-нибудь скажет что-нибудь умное), то с появлением программы Ольги Козиной «Арт-диагностика в бизнесе» ситуация изменилась радикально. Точный и полный диагноз ставится всему предприятию как целостному организму, а не его части, и в дальнейшем лечится причина болезни, а не ее симптомы.

Козина Ольга Владимировна