Использование тематической апперцепции теста в психологическом консультировании и обучении психологов

Настоящий доклад посвящен актуальным вопросам применения ТАТ в повседневной практике психолога консультанта. Также ТАТ будет впервые представлен как дидактический метод способствующий постановке научно-психологического мышления и обучения качественному анализу.

Тематической апперцепции тест (ТАТ) — один из богатых по своим возможностям, и в то же время один из наиболее сложных в проведении и обработке проективных психодиагностических тестов. На сегодняшний день этот тест хорошо известен украинским специалистам, однако не популярен как психодиагностический инструмент. И этому факту есть своё объяснение. В отличие от широко распространенных опросников, позволяющих быстро обрабатывать результаты тестирования с минимальными усилиями психолога, данные полученные с помощью ТАТ необходимо подвергать качественному анализу для получения необходимых интерпретаций, а это в свою очередь требует значительных затрат времени и определённой квалификации психодиагноста.

Несмотря на имеющиеся недостатки, главным достоинством ТАТ является то, что при обработке данных на основе схем интерпретации можно получить развернутую характеристику глубинных тенденций личности, ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения и реагирования, внутренних и внешних конфликтов, механизмов психологической защиты и др., чего не может дать в таком объёме и глубине не один опросник.

Но ТАТ эффективен не только как психодиагностический метод, его также можно успешно применять на начальных этапах индивидуального психологического консультирования для установления контакта психолога с клиентом и повышения эффективности процесса консультирования.

Наш опыт лабораторной работы с ТАТ показал, что при изучении и проработке схем интерпретации теста значительно повышается чувствительность психодиагноста к означающим речи с последующим определением диагностически значимых показателей, на основе которых можно сделать необходимые выводы и интерпретации. Таким образом, работа с интерпретивными схемами ТАТ может служить своего рода тренировочной площадкой для обучения качественному анализу, постановке научно-психологического мышления и повышения профессиональной компетентности психолога.

Виталий Шаповалов