Организованное мышление в психологической/психотерапевтической практике

В большинстве случаев клиент психолога способен решать жизненные сложности и самостоятельно, но без обученного помощника он это делает дольше, с высокой вероятностью ошибочных шагов, с большими потерями, часто — не только психологическими. В идеале специалист помогает клиенту произвести реорганизацию не устраивающей его ситуации осознанно, качественно и, что немаловажно для клиента, — быстро. Но подобная помощь становится возможной при одном условии: владении психологом/психотерапевтом инструментами помощи в реорганизации опыта клиента.

Главным таким инструментом специалиста — помощника в решении трудных вопросов жизни — является мышление. Конечно, уровень и организация мышления психолога должны соответствовать определенным требованиям. Можем перефразировать известную мудрость: «исцеляющий — исцелись сам» в контексте затронутого вопроса так: «помогающий организовывать — организуйся сам».

Что же именно нужно организовывать и как это делать

Психолог/психотерапевт использует в своей работе разные формы (уровни) мышления. Представим эти уровни снизу вверх. Получится три основных ступени: уровень эмпирического мышления, уровень теоретического мышления и высший — уровень метатеоретического мышления.

Эмпирическое мышление опирается на наблюдение, наглядные представления и имеет дело с внешними свойствами предмета познания (таковой является любая жизненная трудность клиента: чтобы что-то изменить, реорганизовать, надо понять, как оно организовано). Существенные, общие свойства анализируются в одном ряду и «на тех же правах», что и особенные, единичные. Значительная часть специалистов по психологической помощи ограничивается эмпирическим мышлением, добавляя в свой арсенал знания созданных корифеями психологии и психотерапии теорий. Схема помощи в таком случае часто используется вне контекста терапевтической ситуации и конкретной личности.

Теоретическое мышление направлено на познание и создание законов, правил и предусматривает обобщение через нахождение существенных свойств, систематизацию разрозненных фактов. Этот уровень мышления дает возможность специалисту помогать клиенту в создании «теорий для жизни» или «жизненных теорий». Теоретическое мышление в своей работе использует определенная часть психологов/психотерапевтов, которые обладают способностью к продуктивному теоретизированию. Эта способность позволяет им видеть актуальную жизненную ситуацию целостно, полно, объемно с учетом логики ее развития в контексте сюжета жизни, судьбы личности.

Специалисты, мыслящие на теоретическом уровне, используют определенные правила построения теорий. Чаще всего, они это делает не совсем осознанно, опираясь на некоторые принимаемые ими элементы философских систем.

Но для того чтобы пользоваться теоретическим мышлением максимально эффективно, необходимо осознанное владение высшим — метатеоретическим уровнем. Метатеоретическое мышление задает правила и общий вектор построения теорий. Овладение этим уровнем мышления предоставляет специалисту намного больше возможностей, поскольку позволяет:

а) осознанно выбирать из имеющихся (созданных другими) теорий;

б) помогать самостоятельно создавать «жизненные теории» клиенту.

По нашему мнению, овладение метатеоретическим уровнем мышления необходимо психологам/психотерапевтам, которые относятся к клиенту как к субъекту собственной жизни и видят главной целью психологической помощи усиление его личности. В таком случае клиент, как и его помощник, должен занимать активную позицию. При этом он признается экспертом собственной жизни, а психолог/психотерапевт является экспертом в организации процесса размысливания проблемы.

И такое «субъектное» отношение к клиенту, и метатеоретические принципы мышления содержатся в теории помощи «дианализ». Отношение к клиенту как «субъекту» задано аксиомами, а принципы метатеоретического мышления определяются пентадной диалектикой А. Ф. Лосева.

Пентада абсолютной диалектики является основным логическим инструментом дианалитика, развитие «пентадного мышления» является необходимым условием формирования его как специалиста.

Пентада — это пять моментов зрелой мысли. Мысля предмет во всех этих моментах, мы ничего не упускаем в нем. Чтобы мыслить подобным образом, нужно предмет мысли предать пятиступенчатой огранке, мыслить его как:

Пентадный принцип организации мысли дает возможность видеть предмет полно, без «урезания» сути. Полное же видение всегда противоречиво. Противоречия не должны отпугивать зрело мыслящего человека. Обнаружение их в исследуемом предмете — показатель полноты видения. При обретении необходимого интеллектуального навыка «пентадно мыслящий» способен находить условия, контексты, в которых противоположности как бы примиряются. «Как бы» потому, что на самом деле противоположности не могут быть полностью примирены, они могут быть синтезированы только «локально», временно: как день и ночь, являясь взаимоисключающими, «нетерпимыми» друг к другу, примиряются утром и вечером. Пентадное мышление предполагает не только витание в облаках смысла, но и обязательное «заземление». Организованное мышление должно найти воплощение смысла в чем-то материальном, «телесном», в факте. Но и на факте нельзя останавливаться. Нужно видеть потенциал дальнейшего становления, мечту, «персональный миф», которые не воплотились в факте. При этом необходимо четко отделять ставшее, фактическое, от нестановящегося.

Пентада — это инструмент, позволяющий приближаться к сути исследуемого предмета или явления.

Таким образом, мышление, организованное в соответствии с пентадным принципом, помогает психологу/психотерапевту совместно с его клиентом быстро определить суть решаемой проблемы и перевести ее на уровень конкретных задач.

Организация мышления является смысловым центром, несущей частью всех программ в Школе Дианализа (www.dianalysis.com.ua).

Людмила Щербина, Жанна Левицкая