Дианализ

Дианализ — новое и оригинальное направление в психотерапии и психологическом консультировании. «Дианализ» и его методологию разработал профессор В. Ю. Завьялов (Новосибирск, Россия) в 1997 году. Товарный знак зарегистрирован в России в 2004 году, на Украине в 2008 году.

Дианализ — логическое продолжение первой российской методологии психотерапии — «арететерапии» А. И. Яроцкого, в основе которой был заложен метод вдохновения человека идеей его личного возрождения ради великой цели. Во главу угла поставлена не теория личности, не теория патологии, а теория помощи. Дианализ — методология психотерапии консультирования, основанная на точной организации мышления и сознания личности коуча-консультанта. В этом методе главным является распознавание и разрешение противоречий, преодоление заблуждений, интеграция личности человека. Теоретический корпус дианализа построен на старинной, проверенной столетиями, системе выводного знания, диалектике символов и продолжает традицию, начатую Сократом, подхваченную Г. Сковородой, окончательно оформленную «последним русским философом» А. Ф. Лосевым.

Основная теория в дианализе — «теория помощи». Кратко эту теорию в своё время выразил граф Пётр Кропоткин: человек стал человеком в процессе взаимопомощи, т. е. эволюция есть результат взаимопомощи и сотрудничества. Психотерапия — это ответ на «выученную» беспомощность (неврозы), на отказ от помощи (зависимости), на поиск помощи в метафизическом пространстве (шизофрения), на прекращение поиска помощи (депрессия) и др. Поскольку вид помощи в дианализе, как и в любой психотерапии, есть помощь психологическая, то необходимо в теоретической разработке этой помощи опираться на фундаментальные исследования формирования психических процессов у человека и развития его социальных и личных свойств. Дианализ нисколько не претендует на некие новые знания в этой области — знаний вполне достаточно, главное — организовывать фундаментальные знания о человеке в реальный план помощи.
Практические эффекты дианализа связаны с тонкой настройкой на человека-клиента, на выработанных у консультанта навыках творческого мышления, непредвзятости мысли, активном воображении, дисциплины ума, умении анализировать сложные хитросплетения человеческой судьбы.

Знания, необходимые для разрешения противоречий и улучшения жизни, получаются из опыта самого клиента во время консультирования. Дианализ помогает клиенту в самые быстрые сроки осознать себя и свои ресурсы, составить практичную схему реорганизации своего поведения в сложной ситуации и осуществить выход из проблемы.

Основная модель дианализа «Личность-Реальность-символ», в которой проблема трактуется как «неполный синтез противоположностей». При этом личность признаётся «носителем проблемы», символ — «проявителем проблемы», а реальная действительность — «источником проблемы». Вне этого контекста любая «проблема» есть некая культурная ценность, имеющая массу альтернативных решений в истории общества. Такой подход обеспечивает максимальную экологичность психотерапии или консультирования, высокую эффективность и гуманность вмешательства. Данный подход полностью базируется на отечественной традиции философствования, для которой характерно бережное отношение к смыслу всего происходящего: смысл самопроявляется, а не конструируется. Смысл нерукотворен. Для его самопроявления необходима соответствующая работа ума, чувств и воли, принятие ответственности и осознание личностной свободы.

Здоровье, с позиций дианализа есть совокупность устойчивого равновесия (гармонии) и необходимых отклонений от этой точки равновесия, в которой человек не может находиться постоянно как в состоянии блаженства или «нирване». Связано это с тем, что любое поведение человека обусловлено его потребностями, которые он пытается удовлетворить. У человека всегда есть некие идеальные образцы, к которым он стремится приблизится, но на самом деле никогда не приближается до конца. Здоровье это не абстракция с точки зрения автора метода дианализ Завьялова В. Ю. Но внутри самого состояния здоровья всегда есть семена болезни. Поэтому это здоровье, когда человек живет так, чтобы эти семена не прорастали, а если они и прорастут, то для них нет пищи и воды. Тогда болезнь либо глохнет, либо остается в зачаточном состоянии.

Психотерапия в самом упрощённом определении в дианализе есть «личностная, реалистическая, ориентированная на разрешение проблемы с помощью диалектической символологии, помощь человеку в преодолении жизненных затруднений».

Обучение. Обучающие семинары по дианализу проводятся с 1998 года в России и с 1999 на Украине и в Казахстане. К настоящему моменту 7 специалистов по дианализу сертифицированы ЕАП, подтвердив европейский образовательный стандарт по психотерапии.

Базовая программа по дианализу включает 300 часов теоретической подготовки и 150 часов практического освоения навыков работы с конкретными проблемами. Остальные 450 часов, входящие в стандарт обучения, распределяются по выбору обучающегося: он может изучать другие модальности в рамках полимодального направления, либо углублённо изучать дианализ и связанные с ним фундаментальные работы по психологии, логике, социологии и конфликтологии. Дианализ, в соответствие с европейским стандартом (Страсбургская декларация 1990 г.), является дополнительным образованием для врачей и психологов. Личная терапия, кроме её стандартной формы (личный анализ у психотерапевта, имеющего евросертификат) имеет ещё один вариант — рекреативный личностный тренинг с выездом группы обучающихся в заранее выбранное место, где имеются важные природные и культурные объекты. Примером служит поездка по местам рождения, смерти и деятельности первого украинского философа Григория Сковороды или семинар по «Диалектике личной свободы» в горном Алтае на высоте 1800 метров (Семинский перевал). Супервизия осуществляется в групповом и индивидуальном (наставничество) вариантах.
Основные проблемы, с которыми можно успешно справляться с помощью дианализа, следующие:

  1. Аддикции: зависимое поведение
  2. Неврозы: символическое поведение
  3. Депрессия: экономическое поведение (отказ от управления)
  4. Комплексы: ригидное поведение и расстройства личности
  5. Бизнес-проблемы: хаотическое поведение